Во все времена каждый народ имел свой традиционный костюм. Ткань, фасон, цвет и орнамент этого костюма зависели от места проживания людей, климата, дохода, образа жизни. Обычно костюм не был одинаков во всех областях проживания и приобретал новые и новые детали в зависимости от меняющихся факторов.
Белозерье всегда могло похвастаться большим количеством рыбы и выгодным торговым путем через реку Шексну в Волгу. Так, жители края были довольно зажиточными и могли позволить купить себе хорошие, дорогие ткани.
Рубаха
Рубаха являлась главнейшим элементом как мужского, так и женского костюма. Ее шили для разных случаев: были рубахи-покосницы, свадебные, просто прдничные и будничные рубахи. Рубахи носили все. Лет до пяти у детей не было никакой другой одежды, а уже потом мальчикам дарили порты, а девочкам сарафанчики. Рубахи носили и пожилые люди. Для своих рубах бабушки выбирали более приглушенные зелёные, синие и коричневые тона.
Женские рубахи назывались рубахи-исподки и выполняли функцию нижнего белья. Их шили из двух частей: верхней воротушки и нижней станины. Рубахи делились на праздничные и будничные. Будничные рубахи — рубахи для работы — изготавливались из грубой ткани. Воротушка — из домотканого полотна, часто из небеленого льна, а станина — из пестряди. Пестрядь — это ткань с рисунком в виде полос и клеток, образованных чередованием разноцветных нитей. Праздничные рубахи шились из более тонкого и яркого полотна. Например, из беленого льна или покупных тканей. Помимо функции нательного белья рубаха также имела обереговую нагрузку. Так что вышивка на рубахе была не просто украшением, но и защитой от злых духов. Орнаментом служили кресты, растения, ромбы, полосы. Женщины на выданье могли вышить на своей рубахе лягушку как символ плодовитости. Особенно тщательно декорировались все края: подол, воротник, рукава. Для обработки подола узорами часто применялась техника браного ткачества. Женщины также украшали вышивкой грудь, чтобы уберечь ее от нечисти. Праздничные рубахи расшивались более щедро и иногда декорировались кружевами.
Мужские рубахи назывались косоворотками, и, соответственно, имели косой ворот, защищающий от выпадения нагрудного креста во время выполнения работы. Такие рубахи были длинными и их носили на выпуск. Чаще всего косоворотки тоже шили из пестряди. Праздничные мужские рубахи так же, как и женские, украшались вышивкой.
Чтобы рубаха не изнашивалась слишком быстро, под подмышки пришивался специальный кусок ткани — ластови́ца, который можно было легко выпороть, если он испачкался или растрепался во время работы.
Вместе с рубахами мужчины носили порты, но, к сожалению, в Липином Бору не сохранилось такого этнографического экспоната. Порты имели широкую верхнюю часть и сужались книзу. Часто шились до середины икры, но из-за того, что под лапти или сапоги носили онучу (обмотанная вокруг ноги ткань), ноги все равно были закрыты.
Пояс
Пояс считался оберегом, и это делало его обязательным элементом. Его носили люди всех полов и возрастов. Мужчины перевязывали им рубаху, а женщины передник.
Считалось, что пояс снимали в трёх случаях: когда ложились в постель спаь, когда ши в баню пояс снимали, ну и снимали пояс, когда человек умирал. Считалось, что пояс задерживает переход человека из жизни земной в жизнь небесную.
Соколова Инна Владимировна
Были существенные различия в завязывании женского и мужского пояса. Узел первого завязывался с левой стороны, и делался он так, чтобы кисточки находились на одном уровне. Это должно было сделать жизнь семьи и самой женщины спокойной и ладной, из-за того, что ровность пояса сравнивалась с “ровностью” жизни.
Мужской пояс завязывался с правой стороны, а расположение кисточек в нем было неважно.
Парень старался одеть красивый пояс с большими кистями, с баклушами. Праздничный вот именно на праздник, вот такой красивый пояс, чтобы можно было им покрутить перед девушками, повыпендриваться так сказать.
Соколова Инна Владимировна
Сарафан и передник
Сарафан надевался на рубаху. На территории Вологодского края он делился на два вида: подгрудный и нагрудный. Различались они местом завязки и расположением лямок (в надгрудном они пришивались спереди, а в подгрудном скорее по бокам). Сзади лямки соединялись в элемент “лягушка”. С богато украшенными сверху рубахами предпочитали носить подгрудные сарафаны для того, чтобы оставлять орнамент открытым.
Сарафаны были очень широкими, так как зимой под них надевали нижние юбки. Такой способ утепления делал наряд очень пышным. Поверх сарафана девушки могли украсить себя бусами. Они должны были защищать от злых духов и показывать богатство.
Сверху, на сарафан, надевался передник, который завязывался в зависимости от кроя сарафана, под грудью или выше. Изначально передники этой области шили изо льна или пестряди, но позже, когда приезжие торговцы стали ещё чаще посещать города и деревни, выбор тканей значительно увеличился. Эту деталь гардероба обычно украшали вышивкой в разных техниках, снизу часто была полоса тонкого кружева.
Обувь
Материал обуви был не очень разнообразен: кожа, липа, береста и шерсть. В холодное время года носили валенки разных цветов. Когда было теплее, в основном на праздник или на вечерку, женщины носили полностью кожаные сапожки на каблучке — кадрильки. Позднее придумали специальные галоши с местом под каблук, которые надевались на туфли, чтобы те изнашивались медленнее.
В совсем теплое время женщины и мужчины надевали берестяные или липовые лапти, но перед тем, как их надеть, нужно было обмотать ногу онучею или портянкой, а потом закрепить их оборами.
Мужчины тоже носили кожаные сапоги с каблуком. На каблуках часто делали набойки, чтобы при танце были хорошо слышны дроби.
оловной убор
Незамужние девушки заплетали одну длинную косу, вплетая в нее цветные ленты. Чем богаче семья девушки, тем больше было лент. Иногда девушки носили накосники. Еще одним примером женского головного убора является “девичья повязка”, также называемая кра́сота — лента-ободок, украшенная золотной вышивкой или бисером, которая завязывается сзади на ленты. Такие повязки носили на праздники, вечёрки. Платки девушки укладывали складками на щеках и завязывали под подбородком, расправляя концы. Цвета платков были самыми разными и очень-очень яркими. Зимой девушки носили шали поверх нижнего платка.
Замужние женщины заплетали две косы на прямой пробор и укладывали их в виде короны вокруг головы. На косы надевали кокошник, или, иными словами, бору́шку, которая закрывала все волосы. Женщина не могла показывать волосы никому, кроме своего мужа, а если выходила на люди без головного убора, то ее осуждали и порицали. Считалось, что женщина таким образом нагоняет беду на свою семью. Так и появилось выражение “опростоволоситься”, что означает ошибиться, просчитаться.
Мужчины носили на голове картузы. Это такие шапки, основная часть которых изготовлена из плотной ткани, а козырёк мог быть изготовлен из кожи. Иногда, в более теплое время, мужчины носили высокие валяные шапки с поднятыми полями.
Верхняя одежда
В зимний период оба пола носили пальто или тулупы, похожие на современные. Они могли быть более или менее утепленные, чуть чуть различаться по фасону, но в общем были почти одинаковые.
Женщины дополняли пальто большой теплой шалью, накинутой на плечи и на голову. Позднее, в начале и середине 20 века, женщины надевали плюшевые жакетики.
Народный костюм в наши дни
В наше время жители села Липин Бор тоже сохраняют традиции и шьют народные костюмы для своих музыкальных ансамблей.
Статья создана по материалам Вашкинского районного краеведческого музея.