Троицкая церковь в Липином Бору была построена в 1792 году, предположительно на месте другой, отмеченной на картах начала 18 века. В 1930-е года, когда большинство храмов закрывали, Троицкую церковь постигла та же участь. Колокольня и глава разрушились. Когда в Липин Бор снова пришли люди, здание храма использовали под различные хозяйственные нужды. Сейчас церковь возвращена верующим, частично восстановлена и действует.
О ранней истории церкви сведений почти нет. Однако, ее архитектура представляет немалый интерес для искусствоведов.
Прежде всего, привлекают внимание наличники храма. всех трех ярусах их форма различается.
Наличники среднего яруса не представляют собой ничего необычного, это простые рамки с треугольными фронтонами1. В верхнем ярусе мы видим явно барочный наличник с «ушами»2 и замковым камнем3, но со странными вертикальными выступами в верхней части и без сандрика4. В нижнем ярусе двухлучковое завершение — то ли килевидный кокошник XVII века с утраченным килем, то ли «бухвостовский» барочный сандрик с упрощенными волютами5.
Происхождение
Ответ на вопрос о происхождении наличников церкви Святой Троицы кроется в аналогичных по архитектуре церквях близлежащих регионов. Мы проанализировали 2026 церквей в Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Архангельской областях и обнаружили несколько явных аналогов. У этих двух храмов есть и двухлучковые наличники на нижнем ярусе, и барочные наличники с вертикальными выступами в верхней части и без сандрика на верхнем ярусе:
Также, если обратить внимание на структуру этих храмов, то можно заметить значительные сходства с Троицкой церковью в Липином Бору. Основной объем — восьмерик на четверике6, завершенный сомкнутым сводом7, 2 придела, расширенная трапезная8 и квадратная в плане колокольня. Это даёт основание полагать, что эти церкви сооружались по одному обазцу или одной артелью строителей.
Встречались и храмы, у которых совпадает только один тип наличников. Например, у некоторых есть только двухлучковые наличники или только вертикальные уступы без сандрика. Это тоже может говорить о том, что наличники для тих церквей были созданы теми же мастерами или по тем же образцам, что и Троицкая церковь в Липином Бору.
У части церквей, которых мы проанализировали, обнаружился отдельный тип наличников . У таких наличников были вертикальные уступы в верхней части и не было сандрика, но при этом отсутствовали характерные для барокко «уши» или замковый камень. То есть, вместо «ушей» были простые квадратные завершения. Такое встречается довольно часто, и не только на севере. Но все-таки этот тип наличников отличается от наличников Троицкой церкви в Липином Бору.
На этой карте отмечены церкви, похожие по своей архитектуре на церковь в Липином Бору. Фиолетовым цветом обозначены церкви, у которых форма и наличники нижнего и верхнего яруса совпадают с липиноборской церковью. Голубым — есть двухлучковые наличники как на нижнем ярусе, красным — есть барочные наличники с вертикальными выступами и без сандрика. Фиолетовый квадратик — Троицкая церковь в Липином Бору. Если навести курсор на значок, то появится название и год постройки церкви. Если нажать на значок, то появится краткое описание.
Фронтон — треугольное или лучковое завершение фасадной стены, портика, портала, оконного проема и др. ↩
«Уши», «ушки» — декоративная деталь наличника барочного окна, прямоугольное или фигурное расширение, обычно в верхней части ↩
«Замковый камень», «замок» — средний клинчатый камень, которым «замыкается» свод; декоративный клинчатый элемент, украшающий середину арки, окна, портала ↩
Сандрик — декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на консоли), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах) ↩
Волюта — архитектурная деталь в виде завитка ↩
«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации (восьмерик) поставлен на четверик (как правило, более низкий) — ru.wikipedia.org ↩
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными). Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях — ru.wikipedia.org ↩
Трапезная — пониженная западная часть церковного здания, примыкающая к его главному объему и нередко включающая в себя зимний (теплый) храм — temples.ru ↩