Троицкая церковь в Липином Бору была построена в 1792 году, предположительно на месте другой, отмеченной на картах начала 18 века. В 1930-е года, когда большинство храмов закрывали, Троицкую церковь постигла та же участь. Колокольня и глава разрушились. Когда в Липин Бор снова пришли люди, здание храма использовали под различные хозяйственные нужды. Сейчас церковь возвращена верующим, частично восстановлена и действует.
О ранней истории церкви сведений почти нет. Однако, ее архитектура представляет немалый интерес для искусствоведов.
Прежде всего, привлекают внимание наличники храма. На всех трех ярусах их форма различается.
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/1690109853157-1-1024x575.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/20230716_122232-1-2-1024x576.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/1690109853179-1-1024x577.jpg)
Наличники среднего яруса не представляют собой ничего необычного, это простые рамки с треугольными фронтонами1. В верхнем ярусе мы видим явно барочный наличник с «ушами»2 и замковым камнем3, но со странными вертикальными выступами в верхней части и без сандрика4. В нижнем ярусе двухлучковое завершение — то ли килевидный кокошник XVII века с утраченным килем, то ли «бухвостовский» барочный сандрик с упрощенными волютами5.
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/кк-edited.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/бк-edited.jpg)
Происхождение
Ответ на вопрос о происхождении наличников церкви Святой Троицы кроется в аналогичных по архитектуре церквях близлежащих регионов. Мы проанализировали 2026 церквей в Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Архангельской областях и обнаружили несколько явных аналогов. У этих двух храмов есть и двухлучковые наличники на нижнем ярусе, и барочные наличники с вертикальными выступами в верхней части и без сандрика на верхнем ярусе:
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Олино-все-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Ухтома-все-1-edited.jpg)
Также, если обратить внимание на структуру этих храмов, то можно заметить значительные сходства с Троицкой церковью в Липином Бору. Основной объем — восьмерик на четверике6, завершенный сомкнутым сводом7, 2 придела, расширенная трапезная8 и квадратная в плане колокольня. Это даёт основание полагать, что эти церкви сооружались по одному образцу или одной артелью строителей.
Встречались и храмы, у которых совпадает только один тип наличников. Например, у некоторых есть только двухлучковые наличники или только вертикальные уступы без сандрика. Это тоже может говорить о том, что наличники для тих церквей были созданы теми же мастерами или по тем же образцам, что и Троицкая церковь в Липином Бору.
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Богоявления-Господня-в-Белозерске-сер.-18-в-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Преображения-Господня-на-Спас-Шужгорском-погосте-прежде-храм-Преображенского-Шужгорского-монастыря-основанного-в-XVI-в-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Михаила-Архангела-в-Терьково-1797-edited.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Спаса-Всемилостивого-в-Белозерске-1723-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Воскресения-Христова-в-селе-Буреги-Старорусского-района-Новгородской-области-edited.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Параскевы-Пятницы-в-Белозёрске-Вологодской-области-1795-1-edited.jpg)
У части церквей, которых мы проанализировали, обнаружился отдельный тип наличников . У таких наличников были вертикальные уступы в верхней части и не было сандрика, но при этом отсутствовали характерные для барокко «уши» или замковый камень. То есть, вместо «ушей» были простые квадратные завершения. Такое встречается довольно часто, и не только на севере. Но все-таки этот тип наличников отличается от наличников Троицкой церкви в Липином Бору.
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Богоявления-Господня-в-Валдайском-Иверском-Святоозерском-монастыре-edited.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Василия-Великого-в-Кулемесово-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Троицы-Живоначальной-в-Старой-Руссе-edited-1.jpg)
![](https://lipinbor.derevni-sela.ru/wp-content/uploads/2023/07/Церковь-Иконы-Божией-Матери-Иверская-в-Боровичском-Свято-Духовом-монастыре-1-edited.jpg)
На этой карте отмечены церкви, похожие по своей архитектуре на церковь в Липином Бору. Фиолетовым цветом обозначены церкви, у которых форма и наличники нижнего и верхнего яруса совпадают с липиноборской церковью. Голубым — есть двухлучковые наличники как на нижнем ярусе, красным — есть барочные наличники с вертикальными выступами и без сандрика. Фиолетовый квадратик — Троицкая церковь в Липином Бору. Если навести курсор на значок, то появится название и год постройки церкви. Если нажать на значок, то появится краткое описание.
Фронтон — треугольное или лучковое завершение фасадной стены, портика, портала, оконного проема и др. ↩
«Уши», «ушки» — декоративная деталь наличника барочного окна, прямоугольное или фигурное расширение, обычно в верхней части ↩
«Замковый камень», «замок» — средний клинчатый камень, которым «замыкается» свод; декоративный клинчатый элемент, украшающий середину арки, окна, портала ↩
Сандрик — декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на консоли), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах) ↩
Волюта — архитектурная деталь в виде завитка ↩
«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации (восьмерик) поставлен на четверик (как правило, более низкий) — ru.wikipedia.org ↩
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными). Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях — ru.wikipedia.org ↩
Трапезная — пониженная западная часть церковного здания, примыкающая к его главному объему и нередко включающая в себя зимний (теплый) храм — temples.ru ↩