в сердце Белозерья
 
Исповедные росписи города Кириллова и его уезда как исторические источники

Исповедные росписи города Кириллова и его уезда как исторические источники

Как мы уже упоминали в другой статье, понятие «село» на Новгородчине имело иной смысл, чем в других частях России. Здесь селом могли так называть несколько территориально разбросанных деревень, связанных общим приходом, а также погост — церковную территорию с домами священнослужителя и причта. Именно таким селом в обоих смыслах этого слова был в XVIII-XIX веках Липин Бор. Это церковно-административный центр территории, которую сейчас можно было бы назвать «сельским поселением».

Поэтому архивные документы Троицкой церкви в Липином Бору являются незаменимыми источниками по истории и демографии округи. Некоторые из них, к счастью, можно найти в открытом доступе.

На сайте Государственного архива Новгородской области (ГАНО) выложено в оцифрованном виде два интересных и обширных документа — исповедные росписи города Кириллова и его уезда за 1792 и за 1793 год1.

Исповедные росписи — ежегодные отчетные документы приходов православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. В них указывалось, был ли прихожанин на исповеди и причастии в текущем году, а если не был, то почему. Для того, чтобы не пропустить никого из прихожан, роспись составлялась в виде подворового перечня: для каждого домохозяйства указывался его хозяин, а также все члены семьи с указанием родства (исключение обычно делалось для детей до одного года). Такой перечень служит незаменимым источником демографических и генеалогических сведений, а также предоставляет определенную информацию по населенным пунктам прихода.

В ходе работы над альманахом мы частично расшифровали исповедную роспись «Троицкой на Липином Бору церкви» из дела 1755 Ф. 480 Оп. 1 «Исповедные росписи гор. Кириллова и его уезда за 1792 г.»

Рис. 1. Пункт 66: «Троицкая на Липинҍ Бору» в деле 1775.

Предлагаем краткую таблицу по разделам росписи Липиноборской церкви. В исходном документе ведется сквозная нумерация дворов и жителей, мы перевели ее в суммарные цифры по каждому разделу. Столбец «раздел» также отсутствует в документе, он составлен по подзаголовкам, делящим текст. Значительные затруднения вызвала расшифровка топонимов и фамилий, сомнительные случаи помечены вопросительным знаком. В ряде случаев они уточнялись по росписям 1793 года.

Разделдворовмужеска полаженска пола
Священники и причт23911
Сельца Глухарева отставной прапорщик Василий Тимофеев Козловской1811
Сельца Щукины дворяне379
Сельца Садунина дворяне2612
Поместья Дмитрия Торжнева деревни Логиновы дворовые ево люди123
Поместья Марфы Коротневой деревни Дорина крестьян132
Поместья Анны Александровны (?) Федотьевой тоеж деревни крестьян262
Деревни Шульгина крестьян51313
Поместья Якова Ходенева(?) сельца Глухарева386
Поместья Елизаветы Козловской деревни Новца(?) крестьян165
Поместья Ивана Михайловича Игнатьева деревни Горшевской крестьян113842
Поместья Александра Ратькова(?) деревня Поныринская крестьян41010
Поместья Евдокима Сытина деревня Поныринская2117
Поместья Ивана Игнатьева деревни Конецкой крестьяне287
Поместья Льва Баршева деревни Васильевской крестьян253
Поместья Алексея Дернова тоеж вышеописанной деревни Васильевской крестьян266
Поместья Огрофены Завесиной деревни Бачюрова(?) крестьян247
Тоеж вотчины деревни Макина крестьян255
Поместья Николая Моложенинова тоеж вышеописанной деревни Макина крестьян71722
Поместья Феодоры Павловой деревни Липника крестьян123127
Паместья Василья Гольскаго(?) деревни Кильчихи крестьяне246
Поместья Федора Дьяканова(?) деревни Луковицыны крестьян122
Помещыцы Огрофены Козловской тоеж деревни Луковицыны крестьян132
Помещыцы Ирины Патракеевой(?) тоеж деревни Луковицыны крестьян134
Тоеж вотчины деревни Пикалихи крестьян2109
Поместья Дмитрея Торжнева деревни Логиновы крестьян41313
Поместья Степана Золотилова деревни Левинской крестьян51119
Деревни Боры крестьян41511
Итого88264276

Сведения по демографии и расселению

Непосредственно в Липином Бору (этот населенный пункт в документе не назван, но нет сомнений, что церковный причт жил на погосте) жили:

  • «Вышеописанной Святотроецкой церкви священник Иоан Алексеев» 60 лет с женой и «преждебывшей дьячицей» Варварой Ивановой 64 лет, ее сыном дьячком Евдокимом Степановым с женой (обоим по 32 года), а также тремя сыновьями последних.
  • «Дьякан Михайло Федоров» (52 года) с женой 47 лет и четырьмя дочерьми от 6 до 17 лет.
  • Пономарь Иван Иванов 34 лет с женой 25 лет, сыном 5 лет и двумя малолетними дочерьми.

Таким образом, всего при церкви живет 4 служителя; два из них посвящены в сан, два (дьячок и пономарь) относятся к церковнослужителям. Проживают они в трех дворах, так как мать дьячка является, вероятно, родственницей священника.

Также можно увидеть, что территория прихода разделяется на множество мелких поместий, в некоторых из которых всего по одному двору. Иногда на 2-3 поместья делится одна деревня. Среди деревень величиной выделяются Липник (12 дворов и 58 обитателей обоего пола) и Горшевская (11 дворов и 80 обитателей). Сложно сомневаться в том, что Горшевская, находившаяся в непосредственной близости от церкви, со временем тоже стала восприниматься как часть «села».

Сведения по составу семей

Крестьянские домохозяйства не очень многочисленны, среднее число обитателей одного двора — немногим более 6 человек. Чаще всего это муж и жена, а также их дети. Однако нередки случаи, когда в одном дворе живут три поколения: с родителями и младшими братьями и сестрами проживает один из сыновей с женой и детьми. Огромных семей, в которых по 8-10 детей, не обнаружено.

Взрослые неженатые сыновья также могут проживать с родителями: иногда таким холостякам 23, 24 и даже 27 лет, а вот дочери в семье отца записаны до 17-18, редко до 19 лет. Вероятно, возраст вступления в брак у юношей был выше. Об этом свидетельствует и разница в возрасте супругов — обычно муж на 4-5, иногда даже на 10 лет старше жены. Хотя бывают и супруги-одногодки, а у одного из крестьян жена на целых 15 лет старше.

Есть и крестьянин Иван Больший Максимов (у него был брат, также Иван Максимов) 74 лет с женой 34 лет и двумя дочерьми, причем первая родилась, когда мужу было 58, а жене — 18 лет.

У крестьянина Гордея 34 лет жена 26 лет и две дочери, причем старшей 12 лет. Получается, что мать родила ее в 14 лет, если только речь не идет об ошибке или же о второй жене вдовца. Впрочем, этот случаи является исключением. Самым молодым супругам в перечне по 17 лет, они на то время бездетны.

Возраст прихожан, приведенный в росписях, редко превышает 70 лет. Лишь двух «настоящих стариков» удалось найти в списке — одному 82, другому 83 года.

Это лишь предварительные данные, дальнейшее изучение описей может дать много интересного дополнительного материала. Возможно, мы также упустили некоторые фактические данные.

Что еще можно узнать из исповедных росписей?

Исповедные росписи — незаменимый источник генеалогических сведений, в них можно обнаружить имена предков современных обитателей Белозерья, а также степени их родства.

Интересными представляется информация о традиционных крестьянских именах региона. Так, наряду с общераспространенными женскими именами Мария или Анна популярно было имя Маремьяна (народная форма имени Мариамна). Довольно обычным случаем было одинаковое имя у братьев и сестер: Варвара и Варвара меньшая, Иван и Иван меньшой.

Кто был писцом Липиноборских росписей?

По низу лицевых (правых) листов росписи священник, а иногда и другие церковнослужители ставили свои скрепы (подписи), разнося их по словам на разные листы. В данном случае расписались, один под другим, все служители:

К сим — духовным — росписям — церкви — Живоначальныя — Троицы — что — на Липине — Бору — священник/диакон/дьячок/пономарь — Иван/Михайло/Евдоким/Иван — Алексеев/Федоров/Степанов/Иванов — руку — приложил

Это позволяет сравнить их почерки и сделать предварительный вывод о том, кто именно заполнял росписи. Можно предположить, что в основном они составлены дьячком Евдокимом Степановым, о чем можно судить по особой форме буквы «д» и своеобразному скорописному сочетанию букв «о» и «в», а также по завитку, которым он любит украшать левое основание букв «п» и «н»

Слова «духовнымъ» и «приложил» в написании четырех служителей

Вместе с тем, расшифровка текста представляет достаточно сложный процесс, так как написание одних и тех же букв у писца варьирует.

Вариативное написание буквы «в» в одном имени: Варвара Иванова
Вариативное написание буквы «д» в трех вариантах имени Степанида. Еще одно начертание той же буквы можно увидеть выше в слове «духовным»

Можно рекомендовать будущим исследователям параллельно изучать исповедные книги за 1792 и 1793 годы, так как сведения в них почти совпадают, лишь появилось несколько новых дворов и родились новые дети: так, прибавление произошло в семье дьячка Евдокима Степанова — в росписях записан его четвертый сын, двухмесячный Гаврило. Благодаря совпадениям удается лучше понимать текст — то, что неразборчиво записано в одних росписях, может быть более понятным в документе за другой год.


  1. ГАНО, Ф. 480 Оп. 1 Д. 1775 Исповедные росписи гор. Кириллова и его уезда за 1792 г. — https://gano.altsoft.spb.ru/free/imageViewer/show?objectId=9385200&attributeId=13818&serial=9385221&group=13118&ext=.pdf.

    ГАНО, Ф. 480 Оп. 1 Д. 1790 Исповедные росписи Кирилловского уезда за 1793 г. — https://gano.altsoft.spb.ru/free/imageViewer/show?objectId=9511937&attributeId=13818&serial=9511958&group=13118&ext=.pdf 

  2. Начальный подзаголовок в документе отсутствует, но из описаний ясно, что речь идет о настоятеле и причте церкви Св. Троицы, живущих на погосте Липин Бор