в сердце Белозерья
 
14. Должностной знак «Лесной сторож удельного ведомства» КП-43 М-18

14. Должностной знак «Лесной сторож удельного ведомства» КП-43 М-18

Период создания: конец XIX – начало ХХ века.

Материал: латунь

Техника: штамповка

Размер: 9.2 х 8.6 см

Описание: Металлическая овальной формы, выпуклая, с изображением двуглавого орла, по периметру круговая надпись «ЛЪСНОЙ СТОРОЖЪ УДЪЛЬН ВЪДОМСТВА».

Возникновение сотских и десятских относится еще ко временам допетровским, и первоначально эти должности существовали в силу обычая, без всякого законодательного определения. С течением времени обязанности сотских и десятских были точно установлены законом: по общему учреждению земской полиции 1837 г., для исполнении приказаний станового пристава и непосредственного надзора за благочинием находятся в селениях сотские и подведомственные им десятские , первые имеют в своем ведении от 100-200, а последние от 10-30 сельских обывательских дворов. В заштатных городах, посадах и местечках, состоящих на городском положении, если в них не имелось особой городской полиции, также имелись сотские и десятские и, кроме того, пятисотские и тысяцкие.

Cотские и десятские в селениях выбирались крестьянами из своей среды на основании устава о службе по выборам; кроме того, на эти должности могли назначаться и отставные нижние чины по взаимному согласно и условиям, заключаемым с обществами или управлениями, от которых зависело назначение им содержания. сотские, будучи непосредственно подчинены становому приставу, а десятские — сотским, являлись исполнителями как распоряжений земского суда, так и приказаний исправника и станового пристава; они наблюдали за сохранением благочиния, общего, спокойствия безопасности и порядка; круг ведомства их, весьма обширный, был подробно определен в наказе чинам и служителям земской полиции.

Значение сотских и десятских в селениях значительно изменилось с введением крестьянской реформы 1861 г. (когда на волостных старшин и сельских старост были возложены полицейские функции) и с учреждением должности полицейских урядников; но предъявляемые к ним законом требования остались неизменными, и действующим законодательством на них возлагается исполнение обязанностей по всем отраслям обширной деятельности полиции.

Сотские суть нижние чины полиции, в заведовании которых находятся определенные участки стана, называемые сотнями; надзор за действиями сотских и десятских на местах и их руководство принадлежит урядникам. Сотские наблюдают за порядком во время богослужения в церквах, за совращением православных в иную веру; сотские и десятские наблюдают за чистотой в селениях, за чистотой воды в речках, за принятием противопожарных мер, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за производством торговли с надлежащими свидетельствами и т. д.; они доносят становому приставу о подкинутых детях, о сумасшедших, о найденном мертвом теле, о появлении воров, разбойников и о всяком чрезвычайном происшествии. Определение и увольнение сотских и десятских, удаление их от должности и предание суду предоставлено уездному полицейскому управлению. Самое же избрание сотских и десятских по закону возложено на сельские сходы, которые ежегодно должны избирать, из «достаточных и неподозрительных» крестьян, сотских от каждых 100 и десятских от каждых 10 дворов крестьянского населения.

Исполнение должности сотских и десятских есть натуральная мирская повинность, от которой невозможно отказаться. В виде исключения, закон дозволяет сельским обществам наем сотских и десятских из благонадежных отставных и отпускных военных чинов, по особым условиям, утвержденным становым приставом. По разъяснениям сената, сотский не есть должностное лицо сельского или волостного крестьянского управления, и должность сотского замещается, не стесняясь правилами общего положения о порядке назначения и увольнения должностных лиц крестьянского управления. В некоторых случаях сотские и десятские довольствуются содержанием не из мирских сумм, но из посторонних источников: так, средства к тому доставляются купцами и мещанами, живущими в сельских обществах, городами, смежными с селениями, мещанскими и еврейскими обществами, особенно в западных губерниях в черте еврейской оседлости, и наконец, частными владельцами, живущими вблизи селений. Ввиду того, что должности сотских и десятских являются тяжелой натуральной повинностью, особенно сотских, некоторые сельские общества освобождают избранных на эти должности лиц от исполнения различных местных повинностей, как натуральных, так и денежных, и иногда всех повинностей, иногда лишь некоторых.

По собранным министерством внутренних дел в 1888 г. сведениям («Временник центрального статистического комитета», № 9), число сотских в 46 губерниях Европейской России (т. е., не считая 3 прибалтийских губерний и области Войска Донского) равняется 59021 и на 1 сотского приходится 156,5 дворов и 488,4 наличных душ; число десятских 343549 и на 1 десятского приходится 26,9 дворов и 83,4 наличных душ; всего уплачено содержания сотским и десятским 1366 тыс. руб. (в том числе на С. 882 тыс. руб.). Из общего числа сотских оказывается служащих безвозмездно 59,6%; среднее содержание в год одному сотскому, получающему таковое, 37,02 руб.; число сотских грамотных равняется всего 18,1% общего числа. Десятских, служащих безвозмездно, всего 92,3% общего числа, среднее содержание в год одному десятскому — 18,25 руб.; число десятских грамотных — 13% общего числа десятских.

Самым слабым звеном уездной полиции были сотские и десятские, которые не имели ни желания, ни способностей для выполнения обременительной полицейской повинности. Избирались они от сельских обществ на год в порядке очередности. В 1903 г. институт «выборных от крестьян нижних чинов» был заменен постоянной полицейской стражей.

Ссылка на Госкаталог