Храм Святой Троицы в Липином Бору
Липин Бор начался с храма Святой Троицы. Нынешняя церковь стоит с 1792 года и сделана из камня. До нее стояло деревянное здание, но оно сгорело, и точная дата гое постройки неизвестна. Липин Бор являлся погостом: там находилась церковь, близ нее стоял дом священника и его семьи, а также несколько домов крестьян.
В 1938 году Липин Бор начал превращаться в полноценное село. Приблизительно в 1939 году в здании церкви сделали мельнцу в летней ее части и промышленный комбинат, коммунальные службы и жилые помещения — в зимней.
Около конца 1940-х — начала 50-х гг. в летней части храма сделали вместо мельницы слесарную мастерскую. Примерно через 10 лет многочисленные жилые и коммунальные антрепризы, комбинат были заменены на цех (он относился к заводу, стоящему рядом с церковью).
Только в начале 1990-х годов в церкви были убраны все предприятия и началась реставрация, которая идет и по сей день. На данный момент, по утверждениям реставраторов, храм восстановлен приблизительно на 25%.
Последние батюшки в селе Липин Бор
До 1939 г. в селе было два священника: отец Иоанн (Иван Ласкарев) и отец Корнелий. Иоанн был местным и жил близ церкви с семьей. У него было две дочери: Екатерина и Клавдия. После отнятия церкви через некоторое время уехал, причем его дочери остались жить в Липином Бору. Отец Корнелий же был с храмом до конца, после его закрытия пропал без вести (по предположениям местных был репрессирован).
Как исповедовались и верили люди в Липином Бору без церкви
В конце 1930-х годов, после фактического исчезновения церкви люди собирались группами по 5-10 человек и ездили в Белозерск исповедоваться, где тогда действовал храм. Некоторые ходили к дочери батюшки Ивана Ласкарева Екатерине Ивановне в дом на службы. Также у большинства людей, особенно заставших время Российской Империи, дома имелись иконы, которые при необходимости (например, если в семье был партийный человек) могли скрываться. Те, кто ходил через неделю после Пасхи на кладбище ??????и Троицын день и прочие церковные праздники или соблюдал обычаи?????, получали выговор на работе. Детей, рожденных уже после 1940-го года, крестили в Белом озере, и то редко и умеющие делать это старики, или же возили в Белозерск в церковь. Неизвестно, насколько распространено было крещение в озере, но, например, Вишневская Вера Федеровна, рассказывает, что ее крестила ее бабушка в детстве на озере, ???????те люди, которые были первыми в партии как только вышел закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» крестились.
Местные в большинстве своем крестились уже в осознанном возрасте в 70-х-80-х годах, с 90-х годов в селе начали массово крестить новорожденных.
В 1990-х годах после начала реставрации церкви в село начал приезжать батюшка и проводить службы в доме культуры, через некоторое время перебрался в музей. Службы в храме начали идти с 2003 года. Местного священника тут нет, священник приезжает по субботам и воскресеньям на службу и молебен.
Выходит, что конфессиональная жизнь в селе в советское время была весьма неоднозначна и трудна. Были люди, которые участвовали в подпольной религиозной жизни, были и те, кто ездил в другое село, чтобы исповедоваться. Также партийные безбожники, как только стало удобно, крестились. В целом во всех семьях было все по-разному, общие закономерности вероисповедания в селе Липин Бор видны достаточно смутно. У кого были ортодоксальные родственники, были крещены в раннем детстве, у кого семья была далека от религии, приобщились к православию уже в осознанном возрасте. Есть и те, кто рос среди верующих друзей, был крещен, но сам придерживается гностических взглядов. Последние составляют меньшинство, большая часть населения крещена сейчас, но насколько бурно живет вера в сердцах липиноборцев на данный момент, судить сложно. Так или иначе, жизнь Липина Бора неотрывно связана с церковью.